Типы документов

Реклама

Партнеры


Решение Пермского краевого суда от 19.06.2015 по делу N 3-105/2015 <О признании недействующими отдельных положений Постановления Правительства Пермского края от 24.01.2014 N 40-п Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда">



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2015 г. по делу № 3-105/2015

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бузмакова С.С.
при секретаре Д.
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., настаивавшей на заявлении, представителя Правительства Пермского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края М., возражавшего против заявленных требований, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими некоторых положений соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 2 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 24 января 2014 года № 40-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утверждении Методики распределения и Порядка предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 декабря 2014 года № 1564-п)),

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 24 января 2014 года № 40-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утверждении Методики распределения и Порядка предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 11 июля 2014 года № 608-п) утвержден Порядок предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Постановления опубликованы в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 4 от 05 февраля 2014 года, № 28 от 21 июля 2014 года.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 декабря 2014 года № 1564-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 24 января 2014 г. № 40-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утверждении Методики распределения и Порядка предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", опубликованным в печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" № 1 от 5 января 2015 года, утверждены изменения, которые вносятся в Порядок предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, приложение 2 к названному Порядку изложено в иной редакции.
Первый заместитель прокурора Пермского края обратился в Пермский краевой суд с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 2.2.8-2.2.10 соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 2 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 24 января 2014 года № 40-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 декабря 2014 года № 1564-п)) в полном объеме и пунктов 2.2.4 этих Соглашений в части слов "с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представители общественности". Полагает, что положения пунктов 2.2.8-2.2.10 Соглашений противоречат федеральному законодательству, а именно статье 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей меру ответственности за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансферт, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, в виде бесспорного взыскания суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Считает, что пункты 2.2.4 Соглашений не соответствуют положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", поскольку названными пунктами определенные функции, отнесенные к государственному строительному надзору, вменены администрациям местного самоуправления.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Масленникова И.А. заявленные требования поддержала.
Представитель Правительства Пермского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края М., действующий на основании доверенностей, возражал против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 27 - 29).
Заслушав пояснения прокурора, представителя заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Порядком предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяются цели, условия, порядок предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - субсидии), а также порядок возврата субсидий. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям края в целях реализации мероприятий по переселению граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде на территории Пермского края (пункты 1.1, 2.1 Порядка).
Одним из условий предоставления муниципальным образованиям края субсидий является наличие соглашения о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (далее - Соглашение), заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края и органом местного самоуправления муниципального образования края (пункты 2.2, 2.2.3 Порядка).
Как следует и пункта 3.9 Порядка субсидии муниципальными образованиями края в соответствии с региональной адресной программой направляются на проведение следующих мероприятий: на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; на строительство многоквартирных домов или домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации; на выплату лицам, в чьей собственности находится аварийный жилищный фонд, выкупной цены за аварийный жилищный фонд в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Форма 1 приложения 2 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда представляет собою образец соглашения о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее Министерство) и органом местного самоуправления городского округа (далее Администрация).
Под формой 2 приложения 2 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда опубликовано соглашение о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края (далее Министерство), органом местного самоуправления муниципального района (далее Администрация), органом местного самоуправления поселения (далее Администрация поселения).
Предметом Соглашений является предоставление и расходование субсидий из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (далее - субсидии). Субсидии предоставляются на основании региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 29 мая 2013 года № 579-п "Об утверждении региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы, объемов расходов по приоритетному региональному проекту "Достойное жилье" на 2013 год" (далее - региональная адресная программа), и в соответствии с Порядком предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 24 января 2014 года № 40-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утверждении Методики распределения и Порядка предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Порядок), Порядком предоставления и расходования средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетам муниципальных образований Пермского края в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 4 июля 2014 года № 582-п "Об утверждении Методики распределения средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетам муниципальных образований Пермского края в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и Порядка предоставления и расходования средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджетам муниципальных образований Пермского края в форме субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (пункты 1.1, 1.2 Соглашений).
В соответствии с пунктами 2.2.4 Соглашений Администрация (Администрация и Администрация поселения (форма 2)) обязуются обеспечить приемку законченных строительством домов, построенных в целях реализации региональной адресной программы, а также приемку приобретаемых в целях реализации указанной программы жилых помещений во вновь построенных домах с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представители общественности.
Из пояснений представителя Правительства Пермского края и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства М., а также письменного отзыва (л.д. 27-29) следует, что приведенные выше положения включены в Соглашения с целью усиления контроля за ходом реализации региональной адресной программы в связи с выявлением фактом ненадлежащего качества строящегося и приобретаемого в рамках программы жилья; цель создания комиссии - предупреждение, выявление, пресечение нарушений органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных техническими и градостроительными регламентами, действующими СНиПами и СанПиНами.
Между тем, оспариваемые положения, в том числе, с учетом приведенной цели их включения в Соглашения, не соответствуют положениям федерального законодательства о градостроительной деятельности, регулирующего, в том числе, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
В частности, Градостроительный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих территориях; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдачу рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных названным Кодексом; предусматривает порядок и случаи необходимости совершения указанных действий; предусматривает строительный контроль (статья 53), государственный строительный надзор (статья 54). При этом необходимость осуществления соответствующих действий связана с видами объектов капитального строительства, за исключением строительного контроля, проводимого лицом, осуществляющим строительство.
Предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, проектной документации является задачей государственного строительного надзора (Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в том числе, в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор (абзац второй пункта 5 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, указание в пунктах 2.2.4 Соглашений на состав комиссии при осуществлении приемки органом местного самоуправления законченных строительством домов, построенных в целях реализации региональной адресной программы, а также приобретаемых в целях реализации указанной программы жилых помещений во вновь построенных домах на необходимость привлечения осуществления приемки объектов противоречит федеральному законодательству о градостроительной деятельности.
Пунктами 2.2.8 Соглашений предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Администрацией (Администрацией поселения (форма 2)) обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных пунктами 2.2.1-2.2.7 Соглашения, Администрация (Администрация поселения) обязуется по требованию Министерства возвратить полученную субсидию в сумме, исчисленной из расчета 5000 (Пять тысяч) рублей за каждый день такой просрочки за каждое жилое помещение в аварийном доме, переселение граждан из которого просрочено.
В случае несвоевременного предоставления отчетов, предусмотренных Порядком, Администрация (Администрация поселения и Администрация) обязуются по требованию Министерства возвратить полученную субсидию в размере 100000 (Сто тысяч) рублей за каждый день просрочки исполнения обязательств по предоставлению такой отчетности (пункты 2.2.9 Соглашений).
Согласно пунктам 2.2.10 Соглашений в случае предоставления в Министерство недостоверных сведений о ходе реализации программ переселения Администрация (Администрация поселения и Администрация) обязуются по требованию Министерства возвратить полученную субсидию в размере 500000 (Пятьсот тысяч) рублей за каждый факт выявления недостоверных сведений в отчетах.
Постановление Правительства Пермского края от 24 января 2014 года № 40-п (с последующими изменениями), которым утвержден Порядок предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, принято в соответствии с положениями статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей предоставление местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий (межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения).
Согласно преамбуле Бюджетного кодекса Российской Федерации, данный нормативный правовой акт устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения относится к полномочиям Российской Федерации.
Ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Возможность установления иных видов ответственности за нарушение бюджетного законодательства в части правоотношений, возникающих в сфере предоставления межбюджетных трансфертов, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением нецелевого использования бюджетных средств) Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Субъекты Российской Федерации таким полномочием не наделены.
Кроме того, пунктом 4.6 Порядка предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда прямо предусмотрено, что нецелевое использование муниципальным образованием края субсидии или нарушение муниципальным образованием края условий их предоставления, установленных данным Порядком и (или) Соглашением, влечет применение бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством.
Учитывая изложенное, указание в пунктах 2.2.8-2.2.10 соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на меры ответственности органов местного самоуправления за нарушение условий и порядка предоставления субсидий, не предусмотренные федеральным законодательством, не соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителя заинтересованных лиц о том, что оспариваемые положения были включены в проекты Соглашений во исполнение пункта 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 1 августа 2014 года № **, пункта 4.3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака от 17 сентября 2014 года № ** и пункта 4.2 протокола Всероссийского селекторного совещания в режиме видеоконференции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу "О ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонд, признанного таковым до 1 января 2012 года" от 10 ноября 2014 года № **, со ссылкой на то, что в отсутствие соответствующих условий Пермский край не получил бы финансовую поддержку Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилья по этапам 2015- 2017 годов, не могут в данном случае быть приняты, поскольку в силу положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемые первым заместителем прокурора Пермского края нормы противоречат положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, требование заявителя является обоснованным, пункты 2.2.4 соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 2 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 24 января 2014 года № 40-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 декабря 2014 года № 1564-п)) в части слов "с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представителей общественности", а пункты 2.2.8-2.2.10 приведенных Соглашений полностью в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь частью 2 статьи 253, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня вступления решения в законную силу следующие положения соглашений о реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края (формы 1 и 2 приложения 2 к Порядку предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденному Постановлением Правительства Пермского края от 24 января 2014 года № 40-п "Об установлении расходного обязательства Пермского края на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, утверждении Методики распределения и Порядка предоставления из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных районов (городских округов) Пермского края субсидий на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 29 декабря 2014 года № 1564-п)):
пункты 2.2.8, 2.2.9, 2.2.10 полностью;
пункты 2.2.4 в части слов "с участием комиссий, в состав которых включаются представители органов государственного жилищного надзора, органов архитектуры, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, государственного строительного надзора, организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения, а также представители общественности".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в "Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме - 23 июня 2015 года.

Судья
БУЗМАКОВ С.С.


------------------------------------------------------------------